В нашей стране впервые открыли вакансию для тайного соискателя. Запрос пришел от крупного интернет-ресурса по массовому подбору персонала SuperJob. Сначала это показалось шуткой. Потом заинтересовало, ведь в графе "зарплата" было указано "до 150 тысяч рублей в месяц". Решили попытать счастья и выяснить, за что же платят такие деньги.

Самые популярные должности для Тайных соискателей - это бухгалтеры, секретари, менеджеры по продажам и даже генеральные директора. Можно действующие, а можно и бывшие. Главное, они должны быть квалифицированными специалистами в своей области. Их задача - ходить на собеседования в разные компании в качестве соискателя на должность. А потом писать отчеты о том, как прошла встреча с отделом кадров работодателя: было ли удобно добираться до офиса, обстановка в помещении, время ожидания, манера общения сотрудников по работе с персоналом. Это очень похоже на работу тайного покупателя в магазинах.

Кому пишут отчеты? Да самому работодателю - так он проверяет своих кадровиков. Или кадровому агентству.

"Необходимость в "тайных" сотрудниках возникает в тот момент, когда работодатель чувствует, что эффективность работы его кадровиков снизилась. Например, подолгу не могут подобрать специалиста на конкретную должность", - объясняет официальный представитель рекрутингового агентства "Суперджоб" Иван Кузнецов. Однако тайный соискатель, по его словам, нужен не только, чтобы с его помощью наказать ленивых работников отдела кадров. Он должен еще дать общую оценку привлекательности компании с точки зрения потенциальных работников.

Главное, вести себя на собеседовании естественно, интересоваться будущей работой, рассказывать о своих достижениях. Размер зарплаты пропорционален количеству пройденных собеседований. Максимальный доход в 150 тысяч рублей возможен в режиме 3-4 встречи в неделю. И при условии, что вы - топ-менеджер. Надо правильно составить резюме, чтобы у работодателя не возникло сомнений, что перед ним реальный соискатель. При этом резюме должно быть по-настоящему "красивым", иначе у работодателя не возникнет желания пригласить кандидата на собеседование.

По мнению исполнительного директора HEADS Consulting Никиты Куликова, часто отделы кадров являются закрытой системой, которая требует дополнительного контроля. "Хамское отношение к соискателям влияет на имидж всей организации. То есть бизнес первый должен быть заинтересован в проверках тайного соискателя", - считает собеседник "РГ". Причины, по которым менеджер по персоналу может быть недоволен кандидатом на должность, вполне понятны: низкий уровень квалификации при завышенных зарплатных ожиданиях.

Не менее часты 
случаи, когда 
топ-менеджмент сознательно 
настраивает кадровиков на грубость
У соискателей не меньше поводов для возмущения. Количество потраченного времени на знакомство с сотрудниками отдельных компаний может превышать все разумные пределы. Но после собеседования рекрутеры забывают о кандидате: ни звонка, ни электронного письма с результатом встречи. А как быть с вакансиями, требования в которых кажутся как минимум удивительными? Например, человек должен свободно разговаривать на английском, немецком и китайском языках, обладать двумя-тремя специальностями, иметь внушительный опыт работы. И все это для секретаря с зарплатой в 20 тысяч рублей. Эксперты объясняют, заявленные требования к кандидатам часто далеки от реальных обязанностей.

Есть как минимум три достаточно традиционных типа поведения "злых" менеджеров по подбору персонала, говорит руководитель центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива" Наталья Сторожева. Охотно хамят на собеседовании соискателям те, у кого изначально отсутствует психологическая готовность к общению с людьми. Также те, кому карьерные достижения дались крайне тяжело. Либо рекрутер видит в собеседнике успешную сильную личность и сознательно ставит палки в колеса.

Бороться с этим, по мнению Сторожевой, нет смысла. При приеме на должность менеджера по подбору персонала "поймать" эти моменты невозможно, а заказывать психологическую экспертизу - слишком дорого. Хотя, по ее словам, не менее часты случаи, когда топ-менеджмент сознательно настраивает кадровиков на грубость. "В бизнесе кто-то должен быть проводником негативных решений. Владельцам фирмы удобно, чтобы это были именно сотрудники отдела кадров, которые объявляют коллективу об увольнениях или урезании зарплат", - продолжает Сторожева.