Минтруд уведомил общественность о начале разработки законопроекта, который будет призван изменить правила игры при назначении пособий по безработице. Уведомление размещено на портале раскрытия информации госорганами.

В нем говорится, что сейчас пособие по безработице назначается всем безработным как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и нет. "Такой широкий круг получателей приводит к дискредитации пособия как источника материального возмещения утраченного заработка при потере работы для получателей, имевших оплачиваемую работу в течение 12 месяцев", - говорится в уведомлении. При этом пособия по безработице не являются в России страховыми и финансируются из федерального бюджета. Цель пособия - предоставить людям, потерявшим работу, временный источник средств к существованию, но в то же время и стимулировать их искать другую работу. Поэтому нынешний порядок назначения и выплаты пособий нуждается в совершенствовании, включая оптимизацию критериев его назначения с одновременным повышением его размера.

Средства, высвободившиеся за счет усиления адресного принципа назначения и выплаты пособия, сокращения периодов его выплаты, снижения числа неоднократных регистраций в качестве безработных для получения пособия, расширения перечня категорий граждан, которым выплата пособия по безработице может быть приостановлена, могут быть направлены на постепенное приближение размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. По мнению экспертов, подходить к такому реформированию нужно крайне осторожно.
"На учет в службы занятости становятся в среднем 14 процентов безработных - это общемировая тенденция. Большинство ищут работу самостоятельно. Получается, в службы занятости приходят самые незащищенные", - говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Он уточнил, что в России среди зарегистрированных безработных примерно 25 процентов - молодежь, в том числе ищущая работу впервые, и еще 20 процентов - люди предпенсионного возраста. Кроме того, в службах занятости нередко числятся одинокие матери, ищущие работу после декретного отпуска. И тех, и других, и третьих работодатели берут на работу крайне неохотно. Кроме того, в России есть проблема и с наличием рабочих мест, транспортной инфраструктурой. Во многих маленьких городах, поселках, моногородах работы в принципе нет. Ближайшая вакансия может быть за 80-100 километров от дома и без регулярного транспортного сообщения, чтобы человек мог начать туда ездить. А потом, если это, скажем, одинокая мать с двумя детьми, переехать на новое место ради работы для нее очень проблематично. "Таким образом, "оптимизируя" пособия по безработице, государство может лишить поддержки людей, которые в ней нуждаются. А потом - урезая для них пособие по безработице, государству придется увеличивать для них пособия по бедности, так что консолидированный бюджет ничего не выиграет", - считает Сафонов.

С его точки зрения правильнее всего было бы вернуть страхование от безработицы, как было в России до 2002 года, воссоздать фонд содействия занятости населения. В него работодатели отчисляли два процента от фонда оплаты труда, и бюджет фонда был профицитным. Из него финансировались программы занятости, пособия. Потерявшие работу получали от 90 до 40 процентов утерянного среднего заработка за последние три месяца работы при условии, что взносы за человека платили не менее года. Пособие выплачивали девять месяцев. Чем ближе этот срок, тем ниже оно становилось, таким образом человеку было выгоднее как можно быстрее трудоустроиться. Люди, ранее не работавшие, получали минимальное пособие.
Также эксперт считает, что минтруд мог бы взять на вооружение программу "Первый шаг", работающую в Европе. Суть ее в том, что человеку назначается пособие по безработице в случае, если он что-то делает для своей конкурентоспособности на рынке труда. Например, идет повышать квалификацию или стажироваться.

Кроме того, в рамках этой программы, если человек трудоустраивается на невысокую зарплату, государство продолжает платить ему часть пособия, чтобы его уровень жизни не упал (если пособие было выше новой зарплаты). Такую поддержку государство оказывает работнику год. За это время он втягивается в рабочий процесс, повышается его квалификация, и через год он уже способен найти более высокооплачиваемую работу. Как правило, в программе принимают участие люди, впервые пришедшие на рынок труда, или "хронические" безработные.

Напомним, сейчас минимальный размер пособия по безработице в России - 850 рублей,а максимальный - 4900, что значительно ниже прожиточного минимума. Социальные партнеры, профсоюзы и работодатели, неоднократно ставили вопрос о повышении пособий на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, поскольку прожить на эти деньги невозможно. Тем более что на протяжении ряда лет пособия не индексировали.